юмор шутки и приколы

Гештальт-терапия: творческий подход к...

Гештальт-терапия: творческий подход к исцелению

Мне кажется интересным рассмотреть вопрос о том, как гештальт-терапия, направленная на развитие творческого приспособления использует творческие способы работы и взаимодействия.

Для тех, кто не знает, расскажу вкратце, что является гештальт-терапией. Гештальт - это немецкое слово и означает «фигура», «образ», «целостность». Личность в теории гештальт-терапии рассматривается как непрерывно протекающий процесс взаимодействия организма со средой и с самим собою.

Гештальт-терапия была создана в 50-х Фрицем Перлзом, как ответ на очень сильные тенденции к психоанализу, где клиенты были довольно пассивны. Он хотел, чтобы пациенты были более активными, отношения с ними - более сложными, более связанными друг с другом.

По существу гештальт не сильно отличается от других подходов психотерапии. Все подходы психотерапии направлены на понимание себя, увеличение вашей осведомленности, чтобы научиться принимать и ценить себя. Одной из ценностей гештальт-терапии является фокусирование на контакте. Существует мнение, что хороший контакт питателен для обоих, как для клиента, так и для терапевта; и что такое взаимодействие, такие отношения, которые могут развиваться между терапевтом и клиентом, становятся очень благоприятной и питательный средой.

Для меня, гештальт-терапия – это возможность встретиться на «границе контакта», и возможность почувствовать в себе силу и энергию. Чаще всего это происходит с помощью так называемого «эксперимента». Эксперимент всегда должен сопровождаться живым любопытством к другому человеку и собственным волнением. Я думаю, что в этом и есть уникальность гештальт-терапии.

Что же для гештальт-терапии является хорошим контактом?

Хороший контакт – это встреча, с возможностью слушать и отвечать. Это некоторый цикл, в котором устанавливается связь между двумя людьми, где один говорит что-то, а второй слышит его. Его принимают и слушают. У терапевта есть чувства, связанные со всем происходящим, а у клиента ответ. Это постоянное взаимодействие между ними, где терапевт может наблюдать за «процессом» клиента, слышать КАК он говорит, КАК себя чувствует и КАК реагирует.

Хороший контакт предполагает прохождение полного цикла, в котором можно видеть свое влияние на другого. Это также осознавание своих мыслей, чувств, действий и поведения.

Это дает возможность стать более подлинным, спонтанным и способным к близости в этом процессе. Как правило, когда речь идет о близости, подразумевается замедление процесса, чтобы видеть, как человек устанавливает связь с другим человеком, но случается так, что хороший контакт может быть стремительным и быстрым.

Гештальт-терапия может помочь людям научиться определять, что они несут в своей истории или в опыте, что полезно, а что уже не полезно сегодня. Это важно так, как часто правила, по которым мы живем, находятся за пределами нашего осознавания. Они часто не произносятся вслух, это то, что было сформировано в нас благодаря отношениям с нашими родителями, нашими учителями, религией, друзьями и коллегами. Эти правила часто остаются незамеченными.

Но многие люди, я думаю, ищут что-то большее, чем терапию «разговором». В этом смысле гештальт-терапия свободно обращается с творческими способами, так как в ней заключен еще один смысл, подразумевающий развитие гибкости и способности к творческому приспособлению.

В гештальт-терапии часто говорится о творческих способах приспособления, и это то, что мы стараемся помочь развить.

Я думаю, что творческое приспособление является одним из основных видов жизнедеятельности. Потому что наша жизнь постоянно меняется, мы постоянно устанавливаем и прерываем контакты. Творческое приспособление необходимо для выживания. Гештальт-терапия использует термин творческого приспособления, чтобы подчеркнуть активный и спонтанный характер этого процесса. Каждую секунду каждого дня, мы творчески приспосабливаясь к изменениям в нашей жизни. Творческие способы приспособления могу открыть те двери и пути, которые действительно могут привести в «желанное место». Это всегда исследование себя или других. Это приглашение играть и развивать свое любопытство и последовать за предложением "Давай посмотрим, что происходит в этот момент!"
Когда речь идет о творчестве в психотерапии, то я имею в виду процессуально-ориентированный подход в работе с художественными, творческими и «неожиданными» средствами, которые поддерживают концепцию восприятия и понимания. Ведь цель заключается не только в продукте творческого выражения, а, скорее, в процессе, посредством которого он появился.

Существует прямая связь внутри каждого из нас между различными проявлениями нашего природного творчества в письменной форме, искусства, музыки и танца.

Творчество в терапии – это то, что происходит между терапевтом и клиентом. Это процесс, в котором есть терапевт, а клиент делает что-то большее, чем просто самовыражение.

Идет ли здесь речь об арт-терапии? Отчасти, да.

Если человек находится в состоянии тупика, не может словами выразить то, что с ним происходит, или вообще плохо понимает, что с ним происходит, можно пригласить обратить внимание на эту ситуацию. Это может быть бессловесное выстукивание пальцами. Это может выйти на странице в виде символов, знаков или просто клякс, и тогда будет очевидно, что у этого состояния есть цвет, и оно получило форму. Это то, о чем здесь можно говорить, во что можно углубиться и понять больше о себе. Так или иначе, если помочь обрести форму происходящему, то легче иметь дело с ним.

Может ли на процесс такого творчества повлиять склонность или несклонность к творчеству, как виду деятельности? Это интересный момент, потому что я думаю, что мы все, естественно, творческие. Конечно, есть много людей, которых отвернуло от творчества в привычном понимании. Много людей не хотят рисовать, потому что они чувствуют, что плохо рисуют. Секрет в том, что это процесс сам по себе, в который можно только пригласить.

Творчество в психотерапии несет созидательную функцию, где терапевт находится в контакте с клиентом, который показывает и одновременно творит. Признаком хорошего контакта, в этом смысле, является творческое взаимодействие в терапевтических отношениях.

Как правило, есть «стандартный» набор способ для творчества в психотерапии, и они имеют право на существование. Можно предложить нарисовать что-то, использовать, например, подушки для представления различных частей себя или разных людей в их жизни, или можно использовать песочницу, где клиенты выбирают фигурку или ряд фигур, с которым олицетворяют себя и других.

Я могу использовать в работе пустой стул, который является классической техникой гештальт-терапии, где кто-то говорит о своей матери, например, и терапевт может попросить: «Представить на стуле свою мать. Поговорить с ней, как будто она здесь». Это часто поднимет уровень тревоги и возбуждения в человеке. Они могут сказать от души то, что раньше не могли произнести и снять этот груз с себя, чтобы двинуться дальше в этих отношениях.

В этот момент работа становится гораздо более прямой и быстрой, существенно приближаясь к решению реальной проблемы.

Но важно помнить, что даже известные и испробованные техники все равно требуют творчества, которое помогает сделать индивидуально разработанные эксперименты. Творчество в, такого рода, эксперименте может выражаться в словах, жестах, проявлениях и одновременно невмешательстве самого терапевта, в помощи клиенту начать эту игру.

Только непрерывное творчество, будь то в индивидуальной терапии, в ко-терапии, или групповой терапии, стимулирует живость, инновации и осмысленность, которые необходимы в гештальт-терапии.

А для этого можно опираться, например, на сенсорные стороны клиентов.

Некоторые клиенты ориентируются хорошо визуально. Для них будет продуктивно использовать изображения, формы, цвета и дизайны. Другие опираются легко на звуки, и им, в то время как третьи являются особенно восприимчивыми к пространственным способам общения, необходимо взаимодействие с участием направления, движения и пространства. Кому-то легко найти себя, и общаться в метафорических терминах или наслаждаться фигурами речи. Такие словесные интервенции как метафора и словесные образы, возможно, не будут оказывать влияния, а жесты, мимика или "скульптуры группы" - наоборот.

Фриц Перлз как-то описывал работу со скульптором, который испытывал сложности в принятии решений. Перлз покинул временно среду разговорного языка и предположил, художнику выразить свои проблемы в своих скульптурах. Это средство самовыражения на невербальном уровне позволили ему войти пласты, которые были закрыты на исключительно вербальном уровне.

Процесс изучения, своей творческой части интересен сам по себе. Это как если вы можете отпустить ожидание, что должно быть что-то конкретное, и пойти за переживаемым чувством, тогда появляется что-то новое. Важно всегда проверять с клиентом, как он себя чувствуют, что происходит в его теле, прежде чем начать этот процесс, чтобы он смог опираться на них. Это очень интересный процесс, быть с кем-то, кто неохотно рискует творить, потому что он думает, что они не очень способный, а затем быть втянутыми в него.

Использование искусства действительно полезно. Оно может дать нам чувство опоры, что можем сделать что-то здесь, что можем понять собственный процесс. Оно может пролить свет на то, чего еще не было... где не было света до этого. Это может дать нам надежду – что мы расширяем свой мир.





2014-09-20 16:00:03
комментарии:



Все услуги фриланса по 500 рублей!